Анализ учебника «Основы Православной Культуры». Урок 4. "Православная молитва"


Вы узнаете:
— Что такое православие
— Что значит слово благодать
— Кто такие святые
-  О молитве Отче наш
Слово православие означает это умение правильно славить Бога, то есть молиться.
Люди называют Бога своим Господом (Господином). Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой. И потому обращение к Богу называется молитва.
Данная цитата в общем-то раскрывает всю суть Христианства. По мнению РПЦ самое важное в этой религии – «славить Бога, то есть молиться», иначе бы в названии религии была отражена другая суть (о том, что же это за слово ПравоСлавие в действительности, описано в конце анализа третьего урока). Далее, ввиду того, что Бог для христиан является Господином (а они соответственно для него являются слугами, рабами божьими), суть религии ещё и в том, что бы просить, обращаться с мольбой. Ну а Творец (который = Любовь) поступает как и положено господину – он дарует своё снисхождение и благоволение. Нужно напомнить, что Настоящий родитель стремится сделать своего ребёнка самодостаточным, а вот в Христианстве Бог (священники) учат людей оставаться всю жизнь зависимыми, да ещё и испытывать от этого радость..
Молитва противоположна магии. Если человек полагает, что он знает некие заклинания и  формулы, которые навяжут его волю духам или Богу, значит, он встал на путь магии или колдовства. Во всех мировых религиях это считается недостойным и опасным путем.
Понятно опасение священников, которым бы не хотелось, что бы человек знал — как устроен Мир, и использовал бы это знание себе и своим близким во благо (в свою очередь для этого нужно знать, почему нужно использовать знания во благо и что такое благо для общества). В этом случае он стал бы неподконтрольным, в этом случае сверхъестественное стало бы для него естественным, поэтому и присутствуют такие средневековые речевые обороты как: «заклинания», «навяжут волю» и подобные. Нужно разобраться, что стоит за словами, и всё станет ясным как солнечный день. Например, тот самый учитель физики использует формулы, хотя и он лет триста-четыреста назад был бы обвинён в магии и колдовстве. Если же говорить непосредственно о словах (молвить – говорить), о силе заложенной в словах, а точнее не столько в словах, сколько в том, кто их произносит – здесь присутствует то самое, для незнающих людей, сверхъестественное.
Нам же важно понять, что пытаются навязать детям. В данном случае, и это очевидно — навязывается мысль о том, что человек ничего не может, что благо нужно у кого-то вымаливать, а самостоятельно искать понимание мира и взаимодействовать с ним — «недостойно и опасно».
Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха.
Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите.
Есть и просьба о духовных дарах: верующий просит у Бога прибавления ума и любви. А еще — о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку Свою близость.
Действительно, если человек не знает, что лень может «лечиться» воспитанием в семье, воспитанием воли — личным усилием, что быть благостным ещё не значит быть добрым, что подняться над инстинктами и стать Человеком можно только собственным трудом – если всего этого он не знает, то ему остаётся только… просить, верить, надеется..
Сегодня большинство людей в нашей стране всё ещё наивно думают, что учитель в школе должен давать знания о мире, а не учить выпрашивать то, что подарить просто невозможно — что достигается человеком по жизни, что и является смыслом жизни. Тогда-то человек и становится сильным и мудрым, волевым, честным, добрым и справедливым. И тогда-то он и сможет сделать что-то действительно полезное для своих близких, для своей семьи, для своих соотечественников, для своего народа и для общества вообще! И в отличии от благостного монаха «трудящегося» в своей келье («лучшим» поступком которого может быть только вымаливание), такой человек является истинно Нравственным, потому что его слова и намерения не расходятся с реальными делами, а его дела действительно несут Добро, то есть они по факту полезны для общества – вот чему нужно учить детей.
Далее в уроке приводится молитва, которая полностью разбирается до запоминания – цели снова ясны и о них говорилось выше. Вопросы в конце урока вновь нужны что бы «включить» ребёнка в «правильную духовную традицию».
Стоит обратить внимание на вопрос 5 и 7:
5. Объясни, как ты понимаешь значение слова искушать.
Ребёнок пока не знает значения этого слова, но ему обязательно расскажет учитель. Расскажет опять же с позиции РПЦ, тем более что этот термин известен именно с этой позиции. И расскажет учитель конечно же о том, что не всё что хочется – можно. А что именно можно – знает, естественно, только РПЦ. Но как же должно быть в действительности, объективно? Учитель скорее всего этого не расскажет, и не сравнит с мнением других социальных институтов.
7. Как ты думаешь, можно ли прожить жизнь без испытаний и трудностей? Зачем они посылаются людям?
Именно таким образом озвучивается ещё одна «базовая ценность» от Христианства – трудности существуют в жизни человека не случайно, они «посылаются» ему. Нужно понимать, что заданный таким образом вопрос рождает и беседу в классе в нужной форме. Учитель не расскажет детям, что это именно христианесчитают всё плохое в жизни наказанием за грехи, а если верующий не имеет грехов — испытанием их веры в Бога. Учитель будет давать утверждающую информацию о том, что все трудности посылаются всем людям – за грехи или как испытание.
11.07.2013    Александр 0    20207 0

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии ()