Анализ учебника «Основы Православной Культуры». Урок 2. "Православие и культура"


Анализируя следующий урок вновь становится очевидным то, что учебник создан не для того что бы познакомить ученика с Христианством, а для того что бы привлечь его в Христианство. Что это значит, и в чём отличие, должен понять каждый родитель и каждый учитель.
Данное утверждение подтверждается вопросами в конце урока.
Вопросы:
* Что такое культура и религия? Какова связь между ними?
* Что значит быть православным человеком?
* Какие черты русской православной культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?
Так же как и традиции, культура (по сути культура — это свод традиций, а так же свод представлений о мире и конечно знания, которыми живёт общество) рождается внутри общества, там же живёт и меняется вместе с самим обществом. Религия же – это один из тех искусственных институтов, которые создаются группой людей, которые, в свою очередь, не являются естественной частью данного общества. При этом религия навязывается,  в основном только с помощью власти в стране, всему обществу. Если бы такое явление как «Православное Христианство», родилось внутри общества, то просто невозможно было бы так быстро предать его забвению, как это произошло в 1917 году. И дело здесь не в какой-то особой без-духовности, о которой так любит говорить РПЦ (и это после нескольких веков абсолютной идеологической власти в имперской России), а дело в том, что Христианство не является (и не являлось) частью общества – любая религия лишь инструмент в руках тех, кто желает управлять обществом по своему усмотрению.
История появления этой религии в России так же подтверждает тот факт, что данный идеологический инструмент создан искусственно, появился в стране по желанию не народной власти, изменился под некоторые местные традиции, впитал часть терминов и понятий, подавил с помощью силы и подлости своего прямого конкурента, рождённого как раз таки внутри общества, и имевшего качественно иное назначение в Обществе.
А именно с этой целью Христианство и появилось в нашей стране тысячу лет назад – изменить сознание и мировоззрение русских людей, и ведь именно для них в первую очередь предназначалась эта религия. И именно поэтому сегодня «слуги народа» день «Крещения Руси» делают государственным праздником – сами люди до такого бы никогда не додумались. И существовало долгое время в царской России Христианство только потому, что это было частью государственной, весьма жёсткой в отношении идеологии, политики. Сегодня поступать жёстко сразу нельзя – это вызовет массу протестов, а вот постепенно – получается, чему мы являемся свидетелями. Сначала продвижение христианской нравственности как единственной альтернативы бездуховности, а потом нельзя будет и помыслить плохого на церковь — штрафом не отделаешься..
Поэтому, связи между культурой и религией не может быть в принципе – потому-то религия и претендует на статус культуры, изживает и подменяет культуру (то есть склад традиций рождённых самим обществом), хотя и примеряет на себя маску «части культуры». Но это всё равно, что демократию или коммунизм называть частью культуры. Да, у многих народов уже давно религия, и религиозные действа в частности, стали частью их жизни. Но было ли так же до того, как религия появилась в их стране? Никто из людей возможно не вспомнит этого или не захочет копаться в прошлом, а зря.
Если взять для примера Христианство в России, то здесь ситуация ничем не будет отличаться от множества других стран, но есть одно отличие – русский народ — в основном именно русским в нашей стране навязываются оковы Христианства — до сих пор сопротивляется чуждой его духу идеологии. Религия пришла тысячу лет назад, с помощью огня и меча водрузила себя на пьедестал власти в качестве главной идеологической силы, а все те понятия и представления мировоззренческого характера, которые невозможно было изжить, она «просто» впитала в себя. Например, слово ПРАВОСЛАВИЕ, которое неуклюже пытаются представить в качестве перевода слова «Ортодоксия». Понятие «Православие» исконно русское и существовало задолго до прихода Христианства в Россию, и состоит их двух исконно русских слов — Правь и Славь, и относится к Мировоззрению, которое сама же Церковь в своё время и разрушила, и обзывает сегодня «язычеством».
Поэтому задавая в конце урока вопрос – «что значит быть православным человеком?», преследуется только одна цель – необходимо, что бы ученик связывал для себя нужные понятия с «правильной» трактовкой, которая не может быть иной, так как все эти понятия и термины (идеологического характера) принадлежат самой РПЦ, монополизированы ею на государственном уровне. Как подтверждение – следующий вопрос с совершенно некорректным оборотом: «Какие черты русской православной культуры ..» — цель и здесь очевидна: русская культура = православная культура = Христианство. А венчает всё это очень некрасивый вопрос: «Хорошо ли это?». Ведь очевидно, что учитель будет рассказывать этот урок, объяснять все понятия только с точки зрения РПЦ, и поэтому вопрос «Хорошо ли это?» оставляет ученику только один путь – встать на сторону точки зрения РПЦ.
А там где ещё осталась «свобода» выбора, этот выбор сужен до минимума. Вновь единственной альтернативой «божественной» нравственности может быть только «светская этика», которое отображается в учебнике как явление бытового характера с дремучими представлениями о морали.
И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской, т.е. нерелигиозной культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.
Неужели деятелям и теоретикам РПЦ не может быть понятным простой факт, что ложь разрушает отношения внутри общества, внутри семьи, между людьми. И не нужны разные мнения по данному вопросу, не нужен надсмотрщик, пусть и «на небе», нужно всего лишь ПОНИМАНИЕ этих вопросов. Нет правды (есть ложь) – значит нет понимания между людьми, нет доверия, нет качества отношений и как следствие, нет гармоничной жизни, нет полезного взаимодействия, нет единства социального организма, в котором каждый остаётся индивидуальностью. Понимание таких простых вещей и следование им — и есть Нравственность, рождённая внутри общества, самим обществом, это и есть качественная ступень, которая достигается жизнью – это и есть «Объективно правильно»! И не могут любые другие объяснения быть привнесёнными из вне, и не могут они стать частью культуры – подобные «наросты» обычно уничтожают организм, или как минимум мешает его нормальной жизни и гармоничному развитию.
14.06.2013    Александр 0    21036 0

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии ()