Анализ учебника «Основы Православной Культуры». Урок 1. "Россия – наша Родина"


Вы узнаете
Чем богато наше Отечество.
Что такое традиции и для чего они существуют.

Этот урок, как в прочем и весь учебник, создан с целью оставить свой глубокий след не только в сознании, но и в подсознании ребёнка. Оно и понятно, ведь дети ещё не могут критически обдумывать информацию – они её просто принимают такой, какой она даётся. А если информация подаётся особым образом, она останется в человеке на всю жизнь, причём не просто останется, но останется с нужными ассоциациями.
Каждый человек знает, как порой приятно услышать знакомый с детства запах или почувствовать давно забытый вкус, услышать песенку из детства … — даже если нам не нравился в детстве конкретный запах или вкус, в зрелые годы он рождает позитивные воспоминания из детства. В конце первого урока приведён стих Александра Солодовникова – он навевает определённое эмоциональное настроение, а это настроение в свою очередь закрепляет сам первый урок, информацию данную в уроке. То, что в начале и в конце — всегда запоминается лучше, а тем более, если оно запоминанию и служит. Для этой же цели начало урока пронизано патриотическим настроением. Но нужно разобраться с тем, что заложено между «вкусными» началом и концом.
Вопросы и задания в конце урока необходимы для «включения» ребёнка в процесс освоения информации, в данном случае ребёнок «связывает» свою семью с «нужными духовными традициями». В самом конце приведены три понятия, которые учитель должен «разжевать» ребёнку. Рассмотрим их.
Традиции (от лат. Tradere – передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, самые простые — поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.
Традиции создавали или создают такие же люди, как и те, кто знакомится с традициями и следуют им. Фраза же построена вышеописанным образом для того, что бы заложить мысль о том, что человек может иметь только одно отношение к традиции – выполнять её. Кроме этого, вторая половина понятия не раскрыта (не приведена) вообще! Понятно, что такие действия, как дарение подарков не нуждаются в обсуждении — это приятно или должно быть таким в принципе и для того кто дарит и для того кто получает подарки. Что касается более значимых традиций, то за ними должно стоять практическое воплощение, реальная необходимость.
Например — «традиционно вязать сети определённым образом» — в конкретной местности для успешного лова рыбы с течением времени стало принято вязать сети с конкретным размером ячейки, конкретным узлом, что бы не распускалась сеть и т.д… Или – «традиционно в праздник наряжаться в воинов и устраивать битвы» — в данном городе или стране таким образом сохраняется память о конкретном сражении, в котором успех был на стороне жителей данного города или страны.
Если за традициями не стоит их практическое обоснование, или если традиции перестают пониматься – они исчезают закономерным образом. В лучшем случае они хранятся небольшой горсткой людей, для которых их смысл давно утрачен, и данные традиции превратились в ритуалы — которые когда-то, что-то значили в прошлом. Именно таким образом в России были потеряны многовековые традиции – была разрушена связь между их пониманием и ими самими. И лишь небольшая часть традиций сохранилась только потому, что они впечатаны на уровне генетической памяти людей — искоренить такие традиции очень сложно. Как пример – разбивание яйца об яйцо в весенний праздник – этой традиции не одна тысяча лет, и к Христианству она никакого отношения не имеет (но была им успешно впитана), а связана с крушением луны Лели на планету.
Ценность – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, и др. – всё это ценности.
Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.
Дело в том, что понятие Духовность можно отнести только к человеку (ведь только человек имеет душу – вполне материальное явление) или к обществу. В отношении человека — это те его внутренние качества, которые на практике несут фактическую пользу Обществу (то есть благодаря которым он проявляет себя в жизни, естественно в отношении других людей, общества в целом). И так же, благодаря котором он стремится к духовным вершинам, то есть воспитывает в себе новые важные качества. Если полезного практического воплощения духовности нет, если это только слова (или что ещё хуже – дела явно расходятся со словами), ни о какой духовности говорить не приходится.
Поэтому говоря – духовные «традиции» или духовные «ценности» — мы даём, словом «духовные», лишь оценку традициям или ценностям. Не существуют сами по себе, отдельно от общества, «духовные традиции» – в данном же случае несомненно РПЦ имеет желание присвоить себе право привносить определенную традицию, с названием духовная, и «бомбардировать» общество «ценностями» — и всё это происходит не изнутри общества, а навязывается ему из вне (под соусом «веры предков»). Тогда как любая Традиция может родиться только внутри общества, так же и общество само рождает Ценности и передаёт их понимание каждому новому поколению. РПЦ своим «духовным традициям» даёт не понимание, а объяснение, удобное ей информационное сопровождение, которое предлагается как единственная альтернатива — ведь даны традиции Богом, которого понять не моги, а только принимай как есть. Так же, внутри общества рождаются и неотделимы от общества (и ценностей общества) люди, управляющие различными процессами жизнедеятельности общества (власть). B сегодня, к сожалению, это не так.
Если же социальные институты (к которым можно отнести и религию и власть) приходят из вне, являются «сбоку припёкой», не родились внутри общества – они могут разрушить веками устоявшиеся традиции, культуру, действительно важные ценности, а иногда и само общество – всё зависит от целей «пришедших». В данном случае происходит навязывание ценностей, которыми Ценностями НЕ являются — всё та же «толерантность», «права детей» (когда семья разрушается тем, что незрелый социально ребёнок уравнивается в правах со взрослым), различные «свободы» и тому подобное.
С одной стороны происходит разрушение образования, института семьи, культуры, «дебилизация» молодежи. С другой стороны такие социальные институты как РПЦ, пользуясь состоявшимся «оглуплением» общества, потерей нравственных ориентиров в семье, вносят свой «тёмный век» и свою овечью нравственность. При этом такие институты как РПЦ настаивают, что мораль и нравственность может быть только от Бога (а значит — она может диктоваться только священниками), и, кивая на разрушенную (другими «игроками» а-ля «сбоку-припёка») культуру и экономику, сетуют на бездуховность.
Хорошо показано данное утверждение в Уроке 1 следующей цитатой.
Верующие убеждены, что ценности люди получают от Бога. Бог дает людям нравственный закон — знание о правильной жизни, о том, как избежать зла, страха и болезней и даже смерти, не причинять вред другим, жить в любви, гармонии и согласии с людьми и окружающим миром.
Люди, которые не придерживаются определенной религии, считают, что ценности – это самые важные знания о жизни, которые младшие получают от старших, а те – от еще более старших и опытных поколений. Такая передача ценностей, или традиция, происходит в семье. Вспомни, родители часто говорят тебе о том, что следует одеваться по погоде, соблюдать правила гигиены, избегать опасных ситуаций. Почему? Потому что, если ты не будешь соблюдать эти простые правила, то может возникнуть угроза для твоего здоровья. Так происходит не только в семье, но и в обществе. Ценности – это простые правила общественного поведения.
То есть нравственность, знание о правильной жизни, что такое добро и зло, любовь и т.д. – это всё даёт Бог. А те, кто в Бога не верят, они в лучшем случае могут получить от старшего поколения и передать младшему — правила личной гигиены, или например, правила дорожного движения. Ну и конечно светская этика, оказывается единственная замена при отсутствии божественного закона, ведь «ценности — это простые правила поведения» (и даже здесь — выполняй что рекомендовано, понимать не нужно).
Такая подача материала направлена на то, что бы подсознательно внушить ребёнку мысль о том, что более-менее «серьёзные» понятия может объяснить только РПЦ. И это «объяснение» они не стесняясь называют «знанием о правильной жизни», хотя это не знание, а лишь правила. Знание не нуждается в правилах, пониманию не нужна инструкция по применению! Тем временем Урок 1 продолжает закладывать «правильную информацию» завернув её в необходимую обёртку.
Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. Важнейшие ценности человека – семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота, гармония.
В любом обществе главная ценность – это люди! Тем более, если общество – это единый народ, у которого не только общая генетика, но и общая культура, язык, прошлое, и несомненно – будущее! Так или иначе, обозначенная цитата не пишется как: «важнейшие ценности верующего человека», зато уже каждому человеку приписываются в качестве ценностей и Бог и вера. К тому же, образование или труд не могут быть ценностью сами по себе – образование или труд становятся ценностью, только если они являются качественными объективно. Таким образом данный текст используя красивые слова закладывает и «нужные» – всё те же «Бог и вера».
Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо войти в определенную духовную традицию. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества. Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей. Если человек не следует этим традициям, то ему приходится учиться на своих ошибках.
Итак, «оттолкнёмся» от здравомыслия. Человек совершает ошибки тогда, когда он что-то делает, но не имеет при этом полной информации (не хватает знаний) или думает что знает, но фактически заблуждается (невежество). Предположим, есть цель – человек должен верно выполнить несколько действий и добиться нужного (иногда нужного не ему) результата. При этом создаётся условие – этот человек не должен понимать того, что он делает — он лишь поверхностно знаком с тем, что он делает и для чего. Что бы добиться такой цели, нужно написать инструкцию – правда в этом случае «шаг влево и шаг вправо» поставит человека в тупик, ведь инструкция предполагает весьма узкий спектр действий, сколько бы раз она не дополнялась. А принцип действия прибора и тем более принцип Явления невозможно описать в простых правилах!
А теперь перенесём этот образ с нескольких конкретных действий — на жизнь человека вообще. Ставится цель — человек должен жить определённым образом, иметь определённые представления и не совать свой нос за определённые рамки. Как ограничить его понимание (что бы он не лез куда «не надо») и при этом заставить его выполнять определённые действия (которые могут принести ему как положительные результаты, так и отрицательные, в зависимости от желания тех, кто ставит подобные цели). Здесь схожий принцип – надо дать ему Инструкцию, ограничив во всём остальном. Вот именно такая Инструкция и есть то, что РПЦ называет – «войти в определённую духовную традицию».
Сначала человека зажимают в одном, отрезают в другом, подсовывают третье, и «голодный» духовно человек делает «свободный выбор» (так действует и «демократическая машина»). РПЦ уверена, что только «вошедший в духовную традицию» человек может избежать ошибок, тем более что любая религия расскажет о том, что понять сверхъестественное, разобраться в «высоких материях» человек не может – это «не познаваемо и недостижимо для такого существа как человек».
Но именно Знание и может оградить человека от ошибок, именно знание им любой стороны жизни – от понимания работы прибора и до «высоких материй» — поможет накопить опыт, понять принципы, которые очень часто остаются аналогичными в более сложных категориях. Именно Знание делает человека действительно Свободным! Именно понимание того — для чего живёт человек, и как правильно жить, позволяет человеку добровольно брать на себя ответственность за свои действия, и за благополучие других людей – вот именно это и является Высокой Нравственностью!
Кстати по поводу «овечьей нравственности». Это не совсем образ, это цель РПЦ и вот доказательство. В русских сказках вы несомненно встречали такое выражение как «русский дух». Слышали и такие выражения – «Дух Воина». Какие ассоциации у вас рождаются? Наверное – это человек с высокой нравственностью, самоотверженный и действительно любит свою Родину и народ, среди которого он живёт и частью которого он является. Теперь посмотрим на слово «духовность»: «дух овна», то есть овечий дух, кроткий и послушный человек, для которого нужен Пастырь (то есть пастух). Ввиду всего этого слово «духовность» не является верным для отражения высокой нравственности человека. Потому что кротость, терпимость, овечья (рабская) послушность не принесёт блага Родине, а послужит причиной для её захвата и разрушения монстрами в обличии людей. Добро должно быть с кулаками, и добро должно быть умным – вот это и есть важная свая в основании справедливого общества, где каждый человек может быть действительно высоконравственным, и одним из нравственных качеств будет взятая добровольно на себя Ответственность за людей, что кроткий духом человек сделать не в состоянии. А что бы добро было умным — нужны и Знания, которые будут являться твёрдой почвой для человека, и которого уже не собьёшь с ног овечьими гипотезами. Вот каким должен быть Русский Дух!
И именно возможность получить знания — именно это пытается отобрать «демократическая машина» на пару с РПЦ – последовательно разрушается культура, образование, нравственность, семья как институт, разрушается и много что уже разрушено. И за красивыми словами, за сверкающими одеждами и благовониями скрывается не нравственность, а намерение ограничить человека в знании, в деятельности и даже в мышлении. Если бы было по другому, строились бы не церкви, а школы естествознания, а затем эти школы наполнялись бы Качеством. И если бы демократической ценностью действительно являлась люди, в стране с богатейшими ресурсами и талантливыми людьми не могло быть и речи о каком-то экономическом кризисе, а образование не подвергалось бы последовательному разложению..
Наше Отечество богато своими духовными традициями. Россия стала такой большой и сильной именно потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.
По поводу богатства и силы нашего Отечества очень многие в этом самом Отечестве сегодня бы поспорили. Да и «быть разными» ещё не означает быть сильными. Дело в том, что Сила может быть только в Единстве. В свою очередь Единство подразумевает общую культуру и общие ценности – если же у каждого человека «во главе угла» свои приоритеты, то получатся классические «лебедь, рак и щука».
Действительно, в нашей стране издавна проживает много народов, и многие из них (к сожалению не все) стали для государство-образующего народа – русских — по настоящему братскими! Это значит, что они приняли от русского народа базовые ценности, культуру, общие цели ориентированные в будущее. При этом все кто хотел этого – сохранили свои традиции и свою культуру, свой язык – и в этом смысле Россия уникальная страна.
Но так возможно не везде и не всегда. Если какой-то народ (группа людей) имеет традиции, культуру и цели, противоречащие традициям, культуре и целям государство-образующего народа (основной массе населения), то они фактически не смогут разделить традиции и культуру последних. В «лучшем» случае будут притворяться, для того что бы, при этом следовать своим целям.
Демократические ценности, как и духовные ценности Христианства, как раз и устанавливают «свободу» в обществе – свободу иметь собственные убеждения, взгляды на жизнь, и соответственно воплощать их. Но только часто эта «свобода» на самом деле зависимость от страстей и инстинктов, которые рьяно разогревает «демократическая машина». И эти свободные веяния как раз и разрушают Общество — разрушают нравственность и мораль, разрушают семью –и в этом случае Общество отклоняется от жизни в русле «ОБЪЕКТИВНО ПРАВИЛЬНО» (да ещё так уклоняется, что не только о Развитии говорить не приходиться, но и вообще о Жизни). «Право быть разными» так же рьяно защищается всё той же демократией – в странах Запада эта защита доходит зачастую до абсурда, и зачастую понимание жизни там отсутствует вообще. Религии и конкретно Христианство в свою очередь защищают «право быть разным» (по отношению к другим людям любых социальных категорий) в идеологическо-эзотерическом плане, как завет данный богом. Но «православным» при этом остаётся только один вариант существования, опять же как завет данный богом – вариант смирения и терпения. К тому же, всё что пока не может объяснить наука, смело можно причислить к сверх-естественному, при этом подобная «миссия причислять» монополизируется РПЦ, и как можно заметить, насаждается в Обществе на всех уровнях, включая образование.
Более ранняя цитата в Уроке 1, чётко характеризующая всё то, что уже разобрано выше.
Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества.
В своё время на Руси не было откуда то «прилетевших» законов и разных «духовных традиций», а были традиции рожденные внутри народа – в том числе и традиции по выбору людей для управления различными процессами жизнедеятельности государства – эти традиции имели под собой фундамент из практической жизни. Например, существовала двойная власть – одной ветвью власти был военный князь – Хан, другой ветвью был мирской князь. А ветвями они были потому, что их выбирали – каждого со своей стороны – сами люди. Либо это были военные люди, либо это были мирские люди. Эта власть не пересекалась и уравновешивала друг друга. И в определённое время – военное или мирное – какая-то ветвь выходила на первый план. С потерей (либо разрушением) таких традиций, с появлением законов (взамен мировоззрения) далёких от «объективно правильного», наша страна потеряла множество приобретений – как внутренних так и внешних.
И в частности не было такой традиции – заботиться о каждом человеке — ведь человек мог быть паразитом на теле общества. Поэтому помогали только тем, кто сам помогался – то есть стремился вырасти, окрепнуть и подтолкнуть к этому других людей. Так же воспитывали и детей – воспитывали быть самодостаточными, сильными, знающими, понимающими в полной мере мир вокруг, принципы жизни и развития общества, знающими что такое «объективно правильно»», что такое Правда и Справедливость. Такие традиции можно смело оценить как высоко-нравственные, потому что они помогали душе (сущности, духу), сознанию – Человеку — стать сильнее, мудрее и быстрее реализовать себя в жизни, крепить и развивать «Государство = Общество = Народ».
14.05.2013    Александр 0    16044 0

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии ()