Анализ учебника «Основы Православной Культуры». Вступление


В серии статей, «посвящённых» урокам православного христианства в российских школах (ОПК — Основы Православной Культуры), будет разобрано и проанализировано всё то, РПЦ приготовило для детей, для их неокрепших умов.
Для кого предназначен этот анализ? В первую очередь для родителей и учителей. Во вторую очередь для детей и подростков. Почему именно так?
Дело в том, что дети в 4 — 5 классе находятся на том уровне развития, когда ещё невозможно анализировать сознательно, когда мало базовой информации для осмысления нового, и когда ребёнок лишь принимает то, что в него вкладывают. Принимает без критического осмысления, в лучшем случае сравнивая «градус» информации с мнением родителей. И здесь большую роль играет авторитет учителя, да и вообще авторитет взрослого – чем выше такой авторитет для ребёнка, тем крепче и плотнее осядет в нём конкретная информация.
Ребёнок не анализирует, он принимает – принимает «правила игры» в жизнь, и считает что по этим правилам «играет» всё общество. И лишь немногие, повзрослев и обретя хороший фундамент, состоящий из реальной, объективной информации (если её удалось приобрести), начинают сами осмыслять различные стороны жизни и делать самостоятельные выводы. К сожалению, в немалой степени этому мешают, ещё в школе, те самые учителя, и родители – повзрослевшие дети, которых нередко самих ещё нужно учить.
Почему же учителя мешают детям осваиваться в жизни? Потому что так сегодня выстроена Система, потому что сегодняшние учителя готовятся в институтах с целью – преподавать то, что спускается «сверху». И если «сверху» сказали, что нужно менять программу, даже если это происходит чуть ли не каждый год – значит так «надо», и значит — новая программа обучения будет воплощена учителем в жизнь. А дети отвыкают живо интересоваться различными сторонами жизни, отвыкают задавать вопросы и осмыслять ответы – их приучают принимать вновь изменённую, в угоду тем кто «сверху», учебную программу.
Учитель – это призвание, а не инструмент по «выплёвыванию» методических заданий. Учитель обязан иметь полное представление о той стороне Реальности (в каком бы теоретическом виде она не была в рамках школы), которую он несёт детям. И очень хорошо, что такие Учителя ещё есть – именно для них и предназначен данный анализ. И так же он предназначен для родителей, чьё мнение никто не спрашивает, но от которых в большей степени зависит – что будет внутри (в прямом и переносном смысле этого слова) у его чада.
Ну а дети, подростки, имеют возможность познакомится с иной (отличной от официальной) точкой зрения, с иными образами и примерами, и учиться не только принимать, но и осмыслять – что просто необходимо! для того, что бы стать Человеком.
 
Полный текст учебника «Основы Православной Культуры» («ОПК») можно скачать на сайте его автора — http://opk.kuraev.ru/downloads/opk_22.02.2010.doc. По словам автора – Андрея Кураева: «Этот текст несколько полнее того, что будет издан (в основном за счет «врезок»). Но, полагаю, эти дополнительные материалы не окажутся лишними для учителей».
Полный текст рекомендован учителям – естественно! И данный анализ учебника ОПК так же предназначен именно им. К тому же, анализируя более полный текст учебника, станут яснее цели «ОПК» и РПЦ вообще.
Патриарх Кирилл высказал свою оценку по учебнику «ОПК».
«Учебное пособие, подготовленное группой специалистов под руководством профессора Московской духовной академии протодиакона Андрея Кураева, «будет соответствовать решению тех задач, которые мы ставим на данном этапе внедрения предмета «Основы православной культуры» в учебный процесс». Об этом заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отвечая на вопросы журналистов после состоявшейся 10 марта 2010 года церемонии открытия XIII национальной выставки-ярмарки «Книга России» на территории Всероссийского выставочного центра». Источник
Какие же задачи ставит перед собой РПЦ в отношении школы, а по сути – будущего Общества? Конкретные задачи ставятся и решаются исходя из Общих Целей, которые у Христианства неизменны уже давно, и, возможно это покажется странным но – во многом эти цели созвучны с базовыми демократическими ценностями. Посмотрим на цели, добиться которых намерено РПЦ, и в нижеследующем анализе «ОПК» очевидность этих целей будет неоднократно показана.
Что «прививает» обществу Христианство вообще, и РПЦ в частности:
1. Нужно любить Бога. А значит понимать (осмыслять данные им наставления) не обязательно и даже вредно – его нужно принимать как есть. А «как есть» — это лучше всего знают в РПЦ. А именно. Мораль и нравственность не может существовать без Церкви и без Бога, иначе она будет у каждого своя, поэтому нужен только один непреходящий авторитет – Бог (или его Сын, что не принципиально в данном случае). Поэтому нужно верить в Бога и нужно верить Богу, без лишних вопросов. К сожалению (хотя вернее будет – к счастью) ребёнок не может разговаривать с Богом, и поэтому данную миссию берёт на себя РПЦ – миссию нести слово Бога в массы. Именно от миссионеров Христианства люди узнали о Боге, узнали о том — какой должна быть нравственность и мораль.
2. Один из основных и базовых христианских принципов (читайте – наставление Бога): любить необходимо всех людей! Любить нужно носителей другой культуры, любить нужно почитателей другой религии, любить нужно жителей других стран и вообще всех людей с любым иным мировоззрением – просто потому что нужно, и не важно что это за люди по своей сути. Ну а если любить не получается – тогда надо быть терпимым к ним. На «современном» языке это состояние называется – «толерантность» — базовый демократический принцип. Всё бы ничего, но есть люди с таким мировоззрением (убеждениями, культурой…), которое противоречит принципу любви-толерантности прямо противоположно, и при этом для них очень кстати наличие такого «любвеобильного толерантного» общества. Но это ничего, таких людей тоже необходимо любить.
 
Что можно противопоставить этим принципам? Только одно, и это не будет другое вероучение, или атеизм, или коммунизм или что-то еще подобно-искусственное. Существует объективное «ПРАВИЛЬНО», столь же объективное, как и сама Жизнь. Открыв Разум и вооружившись Здравомыслием необходимо осмыслить это «ПРАВИЛЬНО», и тогда откроется понимание того, что необходимо делать и почему необходимо делать именно это. И что самое важное – это объективное «ПРАВИЛЬНО» и есть принцип самой Жизни, и поэтому нет необходимости создавать что-то искусственное, противоречащее Развитию, а иногда противоречащее и Жизни вообще.
Чем наше ПРАВИЛЬНО отличается от Бога из религий? Бога нельзя осмыслить, его можно только принять (уверовать) таким, каким он даётся священниками. И именно от них зависит что «говорит» Бог и что он рекомендует людям. При этом одним людям он (один и тот же Бог) «говорит» одно, другим людям – другое (например, Христианство несёт одни базовые ценности, Иудаизм несёт противоположные ценности определённой прослойке мирового сообщества, Бог и там и там один и тот же).
«Объективно ПРАВИЛЬНО» невозможно понять неверно (а без понимания, им невозможно правильно воспользоваться) – как невозможно неверно вздохнуть воздух и суметь так дышать. Можно строить предположения, можно иметь представления, у каждого могут быть свои гипотезы, но, например, дерево растёт (принципиально растёт) исходя из условий в которых оно находится – оно растёт ЗАКОНОМЕРНО, и эта закономерность объективно правильна, и не может быть других теорий. Так же закономерно и Развитие Общества! И если создать и использовать систему жизненного уклада противоречащую правильному закономерному РАЗВИТИЮ, то и общество и дерево будут нежизнеспособны.
Если на первых порах становления социума необходимым является строгое исполнение ПРАВИЛ, которые ограждают общество (племя, народность …) от критических ошибок, то на следующем этапе — эти же правила ограничивают Рост этого же самого общества. Можно понаставить «табу» (и ещё вопрос, какие из них действительно полезны, а не наоборот), можно ежедневно напоминать о правилах и заповедях – но только ПОНИМАНИЕ тех или иных явлений действительно оградит человека и общество от ошибок. И зачастую совсем необязателен негативный практический опыт – никто же не полезет в трансформаторную будку за практическим обоснованием опасности, здесь для понимания вполне достаточно теории и позитивного опыта. Зато практика несомненно нужна там, где дело касается Нравственности! Одних слов явно мало, но и действия нужны только разумные, что означает действия производимые с пониманием.
Именно по этой причине любая религия отрицает путь Знаний и настаивает на пути Веры. Потому что там, где есть Знание, которое человек имеет не в виде методички с постулатами (как это существует сегодня в науке), и не в виде методички с заповедями — что можно и что нельзя и когда – там где есть Знание, которое человек имеет внутри себя, которое он понял и осмыслил Сам, там нет место страху, заблуждениям и ошибкам. А значит внутри такого человека нет места и для религий – незачем верить, когда точно знаешь. И при этом такой человек сможет быть по настоящему нравственным, потому что нравственность не в словах, а в делах – в делах на благо Обществу и в гармонии с Природой.
Естественным «козырем» в руках религий выступает СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ, которое в данный момент непознаваемо для конкретного человека, и поэтому собственно и является для него сверхъестественным. Но опять же – это следствие незнания или невежества, к которому так благосклонны религии. В своё время «опасными» считались простые для сегодняшнего дня понятия – то, что наша планета не является центром Вселенной, и что вращается вокруг Солнца, что существуют невидимые волны и так далее и тому подобное. С течением времени эти понятия становились естественными и очевидными для людей, и религии понемногу «сдавали позиции». Но на сегодняшний день немало ещё осталось «сверхъестественного», за что и цепляются различные Церкви и благодаря чему пока ещё существуют (к сожалению, они не просто занимают свою «нишу» в обществе, их цели весьма грустные, о чём будет сказано далее). К сверхъестественному стоит относить не только то, что невидимо – и как следствие различные «чудеса» — но и загадку жизни и смерти, закономерности в жизни, невидимые «простым глазом», внутреннее стремление человека к чему-то большему, чем он сам.
К счастью сегодня уже есть вся необходимая информация, которая может понадобиться человеку на пути его Развития. Сверхъестественное (необычайно прекрасное, загадочное или страшное) перестаёт таким быть, стоит только понять его и осмыслить сопутствующую информацию. Всё «сверхъестественное» – лишь закономерности в нашей жизни, в нашей Вселенной, которые выходят за рамки видимого и привычно-ощупываемого. Всё это и есть «Объективное ПРАВИЛЬНО» или — «как оно есть в действительности» — нужно лишь последовательно и правильно познать его, и обрести Просветление Знанием.
Давным-давно следование, да и познание «объективно правильного» называлось одним словом – ПРАВОСЛАВИЕ, и по своей сути было Мировоззрением, включающее в себя самые различные аспекты ЖИЗНИ – и жизнь и смерть, и человека и космос и душу и много чего ещё. А слово ВЕРА означало Ведать (Знать) РА (Свет) – что, как Вы понимаете, к внутреннему (субъективному) гипертрофированному детскому чувству доверия, отношения не имеет, а имеет отношение именно к Знанию, которое не только внутри человека, но и связано пониманием со всеми внешними реальными явлениями и процессами. По приходу в нашу страну Христианство какое то время называлось Правоверным (Ортодоксальным – и до сих пор РПЦ именно так называется за границей – Русская Ортодоксальная Церковь), но ввиду того что «методичке» невозможно конкурировать с пониманием, Христианство присвоило себе звание «Православного», и спустя поколения стало ассоциироваться у людей как единственный носитель этого понятия. Как это стало возможным, даже спустя поколения, отельная тема, которая полновесно раскрыта академиком Николаем Викторовичем Левашовым в своих статьях и книгах. Им же раскрыто в полной мере «ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВИЛЬНО».
Вооружившись выше обозначенными принципами, можно приступать к анализу учебника «Основы Православной Культуры». 
14.04.2013    Александр 0    18685 0

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии ()