Реклама Объявление 3



     Цитаты, пословицы и поговорки о русском народе, русском языке, о Руси или России



Владимир Владимирович Путин

«Что такое Украина? Что такое Россия? Это люди прежде всего. Люди - вот что такое страна. Это даже не территория и не природные богатства, это люди. Нас с Украиной связывает столько нитей и прошлого, и настоящего, и, уверен, будущего».

«Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение»

***

Андрей Дмитриевич Сахаров

«Несколько слов о позиции моих родителей по «национальному» вопросу. Сейчас уже трудно представить себе ту атмосферу, которая была господствующей в 20–30-е годы – не только в пропаганде, в газетах и на собраниях, но и в частном общении. Слова «Россия», «русский» звучали почти неприлично, в них ощущался и слушающим, и самим говорящим оттенок тоски «бывших» людей...»

«Мои родители были людьми русской культуры. Они любили и ценили русскую литературу, любили русские и украинские песни. Я часто слышал их в детстве, так же как пластинки песен и романсов XIX века, и всё это входило в мой душевный мир, но не заслоняло культуры общемировой... Русская культура моих родных никогда не была националистичной, я ни разу не слышал презрительного или осуждающего высказывания о других национальностях и, наоборот, часто слышал выразительные характеристики достоинств многих наций, иногда приправленные добрым юмором».

«Воспоминания»

***

Геннадий Андреевич Зюганов

«Дошло до того, что простое упоминание чьей-либо национальной принадлежности расценивается чуть ли не как покушение на разжигание этнической розни. Сам русским не называйся и еврея евреем не называй! А то тебя «не так поймут». Ярким проявлением такой разрушительной «национальной политики» стала отмена графы «национальность» в новом российском паспорте»

«Русские оказались крупнейшим в мире разделенным народом. И это разделение настолько глубоко и многомерно, что заставляет говорить о реальной угрозе исчезновения русских как нации»

«Русских пытаются лишить национальной самоидентификации, растворить в каком-то безличном мифическом “россиянстве”. Ликвидация упоминания о национальной принадлежности в паспорте нового образца есть попытка убить одним выстрелом двух зайцев: замести следы хозяйничанья националистов, еще больше подорвать национальное самосознание русских»

«По всем критериям, принятым в мировом сообществе, идёт геноцид русского народа».

«О русских и России»

***

Владимир Вольфович Жириновский

«Русские не ведут себя так в гостях. Русские уважают чужие культурные традиции. Русские не лезут в мечеть со своим монастырским уставом. Русские — ну, настоящие русские — вообще как-то привязаны к родным местам и не слишком склонны к перемене мест. И многие даже не совсем русские, но воспитанные русскими, оказавшись на чужбине, тоскуют по России»

«Русские считаются лишним народом. Россия с её ресурсами, по мысли наших внешних и внутренних врагов, должна быть очищена от государствообразующего народа. Он должен быть замещён управляемой «биомассой», не способной постоять за себя и за землю, которую не осознаёт родной»

«К чему это ведёт? С исчезновением русских, как народа, возобладает Всемирное рвачество. Погибнут все остальные. И планета».

«Без русских вымрут все!»

***

Николай Гаврилович Чернышевский

«Эх, господа, господа, вы думаете, дело в том, чтобы было слово республика, да власть у вас — не в том, а в том, чтобы избавить низший класс от его рабства не перед законом, а перед необходимостью вещей, ... чтобы он мог есть, пить, жениться, воспитывать детей, кормить отцов, образовываться и не делаться мужчины — трупами или отчаянными, а женщины — продающими свое тело. А то вздор-то! Не люблю я этих господ, которые говорят свобода, свобода — и эту свободу ограничивают тем, что сказали это слово да написали ею в законах, а не вводят в жизнь, что уничтожают законы, говорящие о неравенстве, а не уничтожают социального порядка, при котором 9/10 народа — рабы и пролетарии».

«Дневник»

***

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

«Я знал на русском Севере крестьян, которые были по настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости».

«В «Заметках о русском» и в «Диалогах о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем» я уже обращал внимание на некоторые черты русского характера, на которые в последнее время как то не принято обращать внимание: на доброту, открытость, терпимость, отсутствие национального чванства и пр.».

«Можем ли мы характеризовать народ по его недостаткам? Ведь когда пишется история искусств, в неё включаются только высшие достижения, лучшие произведения. По произведениям посредственным или плохим нельзя построить историю живописи или литературы. Если мы хотим получить представление о каком-либо городе, мы ознакомимся прежде всего с его лучшими зданиями, площадями, памятниками, улицами, лучшими видами, «городскими ландшафтами» … О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет».

По моему глубокому убеждению добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов. … Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества».

«Письма о добром и прекрасном»

***

Константин Дмитриевич Ушинский

«Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших ситемах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника».

«О народности в общественном воспитании»

***

Михаил Александрович Шолохов

«Одним из главных объектов идеологического наступления врагов социализма является в настоящее время русская культура, которая представляет историческую основу, главное богатство социалистической культуры нашей страны. Принижая роль русской культуры в историческом духовном процессе, искажая ее высокие гуманистические принципы, отказывая ей в прогрессивности и творческой самобытности, враги социализма тем самым пытаются опорочить русский народ, как главную интернациональную силу советского многонационального государства, показать его духовно немощным, неспособным к интеллектуальному творчеству. Не только пропагандируется идея духовного вырождения нации, но и усиливаются попытки создать для этого благоприятные условия».

«Особенно яростно, активно ведет атаку на русскую культуру мировой сионизм, как зарубежный, так и внутренний. Широко практикуется протаскивание через кино, телевидение и печать антирусских идей, порочащих нашу историю и культуру, противопоставление русского социалистическому».

«Безотлагательным вопросом является создание журнала, посвященного проблемам национальной русской культуры («Русская культура»). Подобные журналы издаются во всех союзных республиках, кроме РСФСР»

Письмо Л.И. Брежневу – «О современном состоянии русской советской культуры» 1978 год

***

Дмитрий Иванович Менделеев

«Сходство людей по языку, без всякого сомнения, отвечает одинаковости происхождения и близости во многих других отношениях, а потому во всех славянах мы должны во всяком случае, т.е. вовсе не придерживаясь славянофильства, видеть наших ближайших братьев, и если француз, немец, англичанин, индус и китаец наши близкие, то ближе всего всё же славяне».

«Национализм, по мне, столь естественен, что никогда, ни при каких порядках, «интернационалистами» желаемых, не угаснет…».

«Тем не менее государственное единство прежде и больше всего определяется господствующею народностью, которая выражается яснее всего в принадлежащем ей языке».

«К познанию России»

***

Пётр Аркадьевич Столыпин

«Господа, неужели об этой стремительной мощи, об этой гениальной силе наших предков помнят только кадеты морского корпуса, которые поставили на месте Ган-гутской битвы скромный крест из сердобольского гранита? Неужели об этой творческой силе наших предков, не только силе победы, но и силе сознания государственных задач, помнят только они и забыла Россия? Ведь кровь этих сильных людей перелилась в Ваши жилы, ведь вы плоть от плоти их, ведь не многие же из вас отрицают отчизну, а громадное большинство сознает, что люди соединились в семьи, семьи – в племена, племена - в народы для того, чтобы осуществить свою мировую задачу, для того, чтобы двигать человечество вперёд. Неужели и тут скажут, что нужно ждать, пока окрепнет центр, неужели в центре нашей государственной мысли, нашего государственного чувства ослабло понимание наших государственных задач?

Да, господа, народы забывают иногда о своих национальных задачах; но такие народы гибнут, они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы. Мы обращаемся к вам не за жертвой, мы не требуем от вас угнетения другой, менее сильной народности - нет, господа. Правительство просит от вас лишь Вашей нравственной поддержки в том деле, которое оно считает правым».

«Речь о Финляндии» В Гос. Думе 05.05.1908

***

Лев Николаевич Толстой

«Люди мирно живут между собой и согласно действуют только тогда, когда они соединены одним и тем же мировоззрением: одинаково понимают цель и назначение своей деятельности.

Так это для семей, так это и для различных кружков людей, так это для политических партий, так это для целых сословий и так это в особенности для народов, соединённых в государства.

Люди одного народа живут более или менее мирно между собой и отстаивают дружно свои общие интересы только до тех пор, пока живут одним и тем же усвоенным и признаваемым всеми людьми народа мировоззрением».

«Почему христианские народы вообще, и в особенности русский, находятся теперь в бедственном положении»

***

Борис Александрович Рыбаков

«Нет более туманного и неопределённого термина, чем «язычество»; возникнув в церковной среде, он первоначально означал все дохристианское и нехристианское; им покрывалась и ведическая гимнография Индии, и литературно обработанная мифология классической Гpеции, и годовой цикл славянских или кельтских агpаpных обpядов, и шаманство сибиpских охотников. Мы никак не можем разделять такого обособления и вычленения христианства из общей системы древних религиозных представлений и считать, что христианство с его верой в загробный мир, его магией молитв и обpядов, аpхаичным календаpным циклом является антитезой язычества.

Резкое противопоставление язычества христианству ведет нас к церковной проповеднической литературе и не имеет ничего общего с истинным положением вещей, с наукой о религии».

«Язычество древних славян»

***

Юрий Алексеевич Шилов

«Начнем с того, как удалось установить, что Днепр во времена «степных пирамид» именовался Индом (или, в ином произношении, Синдом) и что берега его населяли легендарные арии (или, по более принятой ныне терминологии, индоиранцы).

Исследование началось в середине XVIII века, когда М. В. Ломоносов и другие крупнейшие ученые стали различать «языки сродственные, как русский, греческий, латинский и немецкий» и предположили их происхождение от общего праязыка. Петербургская Академия наук предприняла первое издание сравнительного словаря всех языков мира.

В начале XIX века подобный, но гораздо более обстоятельный словарь был издан в Берлине, и с этого времени инициатива исследования «индоевропейской языковой общности» надолго перешла к западноевропейским ученым. Этому во многом содействовало их более тесное общение с Индией, древний книжный язык которой, санскрит («искусственно созданный»), обнаружил удивительное сходство с первобытными европейскими языками. Санскрит, как выяснилось, был создан пришедшими откуда-то с запада племенами; сами себя они называли ариями.

Позже письменные упоминания об ариях обнаружились также на территории Ирана, само название которого произошло от Ариан — «Арийская страна». Таким образом, специалисты стали именовать ариев индоиранцами. К этой языковой общности первоначально были отнесены предки германцев, англичан и французов, славян и литовцев, итальянцев и греков и, конечно же, иранцев и индусов. Индоиранская языковая общность стала считаться частью распавшейся индоевропейской, которую вначале нарекли «индогерманской».

Немецкая археологическая школа так называемых культурных кругов, расходившихся будто бы из нескольких центров, придала условному языковедческому термину буквальный смысл. «Германо-арии» сформировались, мол, на севере Германии и Скандинавии, а уж оттуда расселились на Восток, включая долину Инда. В качестве вещественных следов продвижения указывались курганы, каменные ладьевидные топоры, оттиски шнура на посуде, особенно в виде свастик и составленных из них композиций... Эта теория впоследствии была взята на вооружение идеологами «третьего рейха» и стала составной частью фашизма. Имя исторических ариев оказалось использованным в грязных политических целях...

Наряду с попыткой решить проблему прародины ариев путем сопоставления времен появления их в крайних пределах огромного языкового родства в начале XIX века наметился путь поиска их предков. Заслугой немецкого географа К. Ритера стало установление связи между индусами и синдами (индами), которых знали древние греки в низовьях Кубани. Исследователь предположил, что это остатки одного из пяти арийских племен, ушедших из Причерноморья в Индию. В пользу такого предположения свидетельствовало тождество наименований: Инд, давший название стране, означает по-арийски «река», а синды (инды) — «приречные». К тому же один из древнегреческих авторов недвусмысленно пояснил: «синды — индийское племя».

Прошло более столетия, выводы К. Ритера оказались забыты. Но в 1943 году, когда самозваные «потомки нордических ариев» тщетно пытались покорить Кавказ и «выйти на путь в Индию», в Англии было обнародовано исследование австрийского ученого П. Кречмера под красноречивым названием «Индийцы на Кубани». Не зная о работе предшественника, но основываясь на тех же источниках, ученый пришёл к подобным выводам. А кроме того, он установил, что арии (аррихи, «горные арии») еще долгое время обитали в Крыму».

«Космические тайны курганов»

***

Василий Никитич Татищев

«Подлинно же славяне задолго до Христа и славяно-руссы собственно до Владимира письмо имели, в чём нам многие древние писатели свидетельствуют и, во-первых, то, что вообще о всех славянах рассказывается».

«История Российская»

***

Михаил Васильевич Ломоносов

«Я приметил здесь, что от господина Миллера пропущен самый лучший случай к похвале Славенского народа. Ибо как известно, что Скифы Дария Персидского царя, Филиппа и Александра царей Македонских, и самих Римлян не устрашились, но великие им отпоры чинили и победы над ними одерживали, то посему легко заключить можно, что народ Славенский был весьма храбрый, который преодолел мужественных Скифов и с пространных селений выгнал, чего ему без великих сражений и знатных побед учинить нельзя было. Правда, что господин Миллер говорит: прадеды ваши от славных дел назывались Славянами; но сему во всей своей диссертации противное показать старается, ибо на всякой почти странице Русских бьют, грабят благополучно, Скандинавы побеждают, разоряют, огнём и мечём истребляют; Гунны Кия берут с собой на войну в неволю. Сиё так чудно, что ежели бы господин Миллер умел изобразить живым штилем, то бы он Россию сделал столь бедным народом, каким ещё ни один и самый подлый народ ни от какого писателя не представлен.

4. Вторая из главных частей сей диссертации пишет о Славенском народе, которого приход в здешние места поставляет господин Миллер весьма поздно, чему противное показывают Славенские имена старинных городов Российских, так что ежели Славяне пришли в здешние земли в 4 веке, то оные города должны были иметь Славянские имена прежде прихода Славян в оные места, что отнюдь быть не может. Что Славенский народ был в нынешних Российских пределах ещё прежде Рождества Христова, то неоспоримо доказать можно.

5. Варягов не почитает господин Миллер за народ Славенский, однако, что они происходили от Роксолян, народа Славенского, и прошли с Готфами, Славянами ж, от Чёрного моря к берегам Балтийского; что говорили языком Славенским, несколько от соединения со старыми Геманцами испорченным, и что Рурик с братьями был сродственником князьям Славенским, и для того в Россию призван на владение, сие всё из самой сей диссертации заключить, а из других оснований весьма довольно доказать можно.

6. … «И Российский перевод, который он по большей части по своему переправлял, исполнен несносными погрешностями, которые ясно показывают, что он не такой великий знаток Российского языка, что бы он мог поправлять за природными Россиянами, как он о себе хвастал в кичливом своём, однако опроверженном, предисловии к Сибирской Истории, которая, как я думаю, едва ли не меньше недостатков имеет, как настоящая диссертация».

«Замечания и возражения на речи академика Миллера „Происхождение народа и имени Российского”»

***

Егор Иванович Классен

«… Русская история начата с такого периода, когда Русь представляла огромное звено, сильный народ, заселивший собой уже несколько сот тысяч квадратных вёрст; богатый торговлей и промышленностью и разделённый на два главных государства, кроме нескольких малых ...

Тут уже нет мифологического лица, поставленного родоначальником народа; нет сказочных исполинов с волшебным оружием; нет волчицы – воспитательницы, не поставлен в праотцы Юпитер или Плутон, или какое-либо земноводное чудовище. – Нить Русской истории начинается с того периода, когда Россия представляет собой уже огромное политическое тело, свидетельствующее своей огромностью, так и своим разладом, что оно существовало за много веков до этого периода».

«Древнейшая история славян и славяно-руссов»


«Действительно Славяне-руссы, как народ, ранее Римлян и Греков образованный, оставили по себе во всех частях старого света множество памятников, свидетельствующих об их там пребывании и о древнейшей их письменности, искусствах и просвещении. Памятники пребудут навсегда неоспоримыми доказательствами; они говорят нам о действиях наших предков на языке, нам родном, составляющем прототип всех славянских наречий, сливающихся в нем, как в общем своем источнике».

«Новые материалы для древнейшей истории Славян вообще и Славяно-Руссов до Рюриковского времени в особенности»


 

О РУССКОМ ЯЗЫКЕ


«Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

А. Куприн

***

«Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».

В. Белинский

***

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

И. Тургенев

***

«Новые слова иностранного происхождения вводятся в русскую печать беспрестанно и часто совсем без надобности, и - что всего обиднее - эти вредные упражнения практикуются в тех самых органах, где всего горячее стоят за русскую национальность и ее особенности».

Н. Лесков

***

«Пред вами громада - русский язык!».

Н. Гоголь

***

«Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое… орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего… Дивной вязью плёл народ невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед весеннему дождю, меткого как стрелы, задушевного как песня над колыбелью, певучего… Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь».

А. Толстой

***

«Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внуками дадим, и от плена спасём,
Навеки».

А. Ахматова

***

«Языка нашего небесна красота не будет никогда попранна от скота».

М. Ломоносов

***

«Нравственность человека видна в его отношении к слову».

Л. Толстой

***

«Язык есть изображение всего, что существовало, существует и будет существовать - всего, что только может обнять и постигнуть мысленное око человека».

А. Мерзляков

***

«Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной».

П. Вяземский

***

«Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших; но туда не сможет прийти тот, кто боится глубокой воды».

В. Иллич-Свитыч

***

«Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта».

М. Шолохов

***

«Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни».

К. Ушинский

***

«Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас»

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

И. Тургенев


 

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ



* «Где родился - там и сгодился»

* «На чужбине и собака тоскует»

* «Чужбина слезам не верит»

* «На чужбине родная землица во сне снится»

* «Родина - мать, умей за неё постоять»

* «В каком народе живешь, того и обычья держись»

* «Жил-был молодец; в своей деревне не видал веселья, на чужбину вышел – заплакал»

* «Глупа та птица, которой гнездо свое немило»

* «За морем теплее, а у нас светлее»

* «В какой народ придёшь, таку и шапку наденёшь»

* «Не бери дальнюю хвалёнку, бери ближнюю хаянку!»

* «Всякая сосна своему бору шумит»

* «Где сосна взросла, там она и красна»

* «Без корня и трава не растёт»

* «Великое дело начать: смелое начало - та же победа»

* «Враг боек, да наш народ стоек»

* «Где нет борьбы, там нет и победы»

* «Героем упадёшь - поднимут, трусом упадёшь – раздавят»

* «Для родной Отчизны не жаль и жизни»

* «Знали кого били, потому и победили»

* «Как дверь ни открывай, она возвращается к своему порогу»

* «Кому мир дорог, тот и нам дорог»

* «Народы нашей страны дружбой сильны»

* «От Родины теплом веет»

* «Первое дело в жизни - служить Отчизне»

* «Поднявший меч от меча и погибнет»

* «Потому хорошо живётся, что дружба народов ведётся»

* «При солнце тепло, при Родине добро»

* «Родная сторона - золотая колыбель»

* «Сражайся смело за родное дело»

* «Старая слава новую любит»

* «Шаг вперёд - шаг к победе»

* «Не потрудиться, так и хлеба не родится»

* «Муравей не велик, а горы копает»

* «Дело учит, и мучит, и кормит»

* «Человек без родины, что соловей без песни»

* «Вся семья вместе, так и душа на месте»

* «Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит»

* «Вольному – воля, спасённому – рай»






События:


Соцсети: